1/0 Дней/Ночей | 2 Участники |
Чиатура — небольшой шахтерский городок в Имеретии, примерно в 70 км к востоку от Кутаиси. Население Чиатуры сейчас составляет менее 20 тыс жителей. Хотя в 1989 году в Чиатуре проживало около 30 тыс чел. Еще в конце 19 века здесь построили первые шахты по добыче марганцевой руды и проложили железную дорогу к ним. В начале 20 века в Чиатуре добывалось более половины мирового производства марганца. А это значит, что примерно половина всей стали в мире варилась при участии чиатурского марганца. Город продолжал оставаться важным промышленным центром и в советскую эпоху. Но после развала союза производство (и сам город) начали стремительно приходить в упадок. В поисках работы и лучшей жизни многие вынуждены были покинуть город и в итоге население города сократилось более чем на треть. Особенно тяжелым был для города период на рубеже 20 и 21 веков. В последние годы ситуация несколько стабилизировалась и наметились определенные позитивные сдвиги.
Чиатура определенно не является туристическим местом на карте Грузии. Сюда не возят экскурсии, на улицах не продают сувениры, здесь даже гостиниц практически нет. Однако, периодически, в город все же заглядывают индивидуальные путешественники (вроде нас). В первую очередь сюда приезжают ради индустриальной экзотики (особенно, туристы из западных стран). Кроме того, в окрестностях Чиатуры находится очень интересная природная достопримечательность — столп Кацхи.
Мы приехали в Чиатуру на электричке, отправляющейся из Кутаиси рано утром. Судя по всему, мы были единственными туристами в той электричке.
Сразу по приезду на ж/д вокзал мы взяли такси до Кацхи. Столп Кацхи представляет из себя естественное скальное образование высотой около 40 метров. На вершине скалы находится монастырь.
Водитель любезно подождал нас у столпа и даже сфотографировал. По возвращению в Чиатуру первым делом идем на станцию канатной дороги. Судя по внешнему виду станции, она уже очень много лет не видела ремонта.
Первым делом мы поднимаемся на скалу, с которой открывается очень красивый, «классический» вид на Чиатуру. Спальные районы города, построенные при советской власти, расположены, в основном, на скалах, а центральная часть — между ними, в ущелье, по которому протекает река Квирла.
На скале также расположены марганцевые рудники, так что данная линия канатной дороги предназначена, главным образом, для перевозки работников шахты. Она была построена в Чиатуре одной из первых, еще в 60-е годы прошлого века и с тех пор не претерпела существенных изменений. Никакого оборудования, связанного с безопасностью, не предусмотрено — в случае обрыва троса, кабинка просто упадет вниз. Пуск кабинок осуществляется вручную, оператором.
Вдоволь налюбовавшись панорамами и понаблюдав за процессом разгрузки марганца, спускаемся вниз на той же канатке. Но отважной Лине этого оказалось мало, она хочет покататься по более длинной канатной дороге, идущей через реку на скалу, расположенную на противоположном берегу. Между прочим, это первая в СССР пассажирская канатная дорога. Она была построена в 1954 году.
Такой вид открывается с верхней станции. Справа можно разглядеть сооружения шахты и синие кабинки канатной дороги, ведущей к ней
Кроме тех канаток, по которым мы только что проехали, в городе существует еще несколько пассажирских линий. Но во время нашего приезда они находились на капитальном ремонте.
В этом красивом здании сталинской эпохи располагается штаб-квартира компании «Чиатурмарганец»